Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Сюжет об избиении лошади в повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Авторы: Татьяна Александровна Богумил

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2025Страницы 30-40
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2713-3133-2025-1-30-40

Аннотация:

В статье обозначены генезис, структура и семантика сюжета об избиваемой лошади. Методология исследования опирается на приемы и методы структурно-семиотического и интертекстуального подходов, а также мотивного анализа. Традиционно отождествление лошади и страдающего человека / крестьянства / народа / человечества, с чем связано метафорическое прочтение событийного ряда в произведениях русских и зарубежных писателей XIX и XX вв. (Н. А. Некрасов, Н. В. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. П. Астафьев, Л. М. Леонов и др.; В. Гюго, Ш. Бодлер). Реализация сюжета впервые рассмотрена на материале повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. Установлены интертекстуальные переклички повести с прецедентным для исследуемого сюжета романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (сон Раскольникова), а также с поэмами В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и С. А. Есенина «Кобыльи корабли», книгой Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» («Полконя»). В повести сюжет об избиваемой лошади становится высказыванием о победе, достигнутой по том, кровью, болью, страданием, смертью народа. Книжная реальность – реалистическая и фантастически-абсурдная – поверяется личным жизненным опытом авторизованного рассказчика. Бравурно-хвастливое описание эпизодов сражений и побед барона Мюнхгаузена соотносима с официально приемлемым нарративом о Великой Отечественной войне, контрастом чему выступает «окопная правда» В. Некрасова.

Ключевые слова: интертекст, мотив, абсурд, Великая Отечественная война

Список использованной литературы:

Васильева С. А. Сюжет об избиении лошади: диалог Л. М. Леонова и Ф. М. Достоевского // Вестник Твер. гос. ун-та. Серия «Филология». 2021. № 3 (70). С. 197–200. DOI 10.26456/vtfilol/2021.3.197

Головчинер В. Е. «Хорошее отношение к лошадям» и «Прозаседавшиеся» в контексте русской классики // Сибирский филологический журнал. 2007. № 3. С. 38–47.

Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа реализма в высшем смысле. М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

Коршунков В. А. «Бить по глазам»: образ жестоко наказанной лошади и распространение этого мотива в русской беллетристике и публицистике XIX–XXI веков // Вестник гуманитарного образования. 2023. № 3 (31). С. 140–147. DOI 10.25730/ VSU.2070.23.047

Лапшин И. Эстетика Достоевского // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Пг.: Мысль, 1922. С. 93–152.

Павлова И. Б. «Русская лошадь знает кнут…»: об одном «страдательном» образе у М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского // Русская речь. 2011. № 3. С. 12–15.

Перевалова С. В. Героико-патриотические традиции русской культуры в прозе В. П. Некрасова о Сталинградской битве // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2020. № 2 (145). С. 232–238.

Печерская Т. И. Сюжет о загнанной лошади в интерпретации Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2019. № 5. С. 69–74. DOI 10.20339/PhS.5-19.069

Серман И. З. Некрасов и Виктор Гюго // Русско-европейские литературные связи: Сб. ст. к 70-летию со дня рождения академика М. П. Алексеева / Ред. коллегия: П. Н. Берков и др. М.; Л.: Наука, 1966. С. 128–135.

Скатов Н. Н. Некрасов. М.: Мол. гвардия, 2004. 426 с.

Смирнов И. П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака). СПб.: Языковой центр, 1995. 192 с.

Щелокова Л. И. От правды будней Севастополя к окопной правде Сталинграда: опыт сопоставления «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого и «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. № 3. С. 74–79.

Щенников Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. 176 с.

Якимова Л. П. Мотивная структура романа Леонида Леонова «Пирамида» / Отв. ред. В. Г. Одиноков. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. 248 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН